В этом году в сфере оплаты за услуги ЖКХ произошли ряд ключевых изменений, которые должны облегчить бремя оплаты за полученные ресурсы. Так, в начале каждого года собственники получали весьма весомые суммы за отопления, которые вызывали дополнительные вопросы и раздражения. В этом году корректировка отопления произошла в старом формате, а как это будет по-новому, рассказал генеральный директор управляющей компании ООО "АльфаСити" Сергей Гордиенко.
Как считали раньше?
— В этом году последний раз мы рассчитывали корректировку отопления,исходя из средних показаний за предыдущий год. Недостатком данной схемы считается, что если предыдущий год был теплее текущего, то корректировка была существенной в сторону увеличения для собственников. И конечно, это может сильно бить по карману жителей. Чтобы снивелировать скачки, с 1 января 2024 года вступили в силу новые правила расчёта платы за отопление.
— Что это за изменения, и как это отразится на наших квитанциях в новом году?
— С 1 января 2024 года среднемесячный объем тепла рассчитывается исходя из показаний общего счётчика за пять лет. Если прибор проработал меньше, счёт выставляется исходя из фактического периода его работы, но минимум за три месяца отопительного сезона.
По окончании календарного года ресурсоснабжающие организации откорректируют плату за коммунальную услугу по фактически потреблённому объёму тепла. Сделают это опять исходя из показаний общедомового счётчика.
Размер корректировки определят не позднее 31 января следующего года и равными долями будут включать в квитанции в течение всего года. То есть если перерасход для квартиры за 2024 год составит 2000 ₽, платить надо будет не сразу всю сумму в феврале 2025 года, а по 166,67₽ каждый месяц в течение года.
— То есть платить будем меньше?
— Надо отталкиваться оттого, что основная причина высоких платежей за отопление — это рост тарифов и увеличение фактического потребления тепла. Системы отопления стареют, и их эффективность снижается, что также может приводить к повышению расходов. Кроме того, значительную роль играет климатический фактор: холодные зимы увеличивают потребление тепла. Но новые правила проведения корректировки позволят избежать больших разовых платежей и распределят нагрузку равномерно на весь год.
— Как правильно читать ЕПД, какие есть нюансы, на что обращать внимание?
— В раздел «Коммунальные услуги» включены расчёты по электроэнергии, отоплению, горячей и холодной воде. Если собственник заключил прямой договор с ресурсоснабжающими организациями, эти данные в квитанцию не включаются и выставляются в отдельных квитанциях за каждый вид услуги на прямую от РСО. В таком случае в квитанции будут отражаться только расходы на общедомовые нужды: электричество, воду, отопление, та самая аббревиатура — ОДН.
В разделе «Содержание домового имущества» отражены услуги управляющей компании: уборка внутри дома, текущий ремонт, обслуживание инженерных сетей и лифтового оборудования. Всё это относится к содержанию общих мест пользования в доме. Например, вода нужна для клининга этажей, лифтовых холлов и лестниц, электричество — для функционирования лифтов, освещения подъездов, работывентиляции, тепловых завес (зимой) и другого инженерногооборудования.
В разделе «Дополнительные услуги» размещаются суммы за услуги, которые управляющая компания оказывает всем жителям многоквартирного дома на основании решения общего собрания собственников (ОСС). Такие услуги не входят в состав минимального перечня и прописываются в платёжных документах отдельной строкой.
Это могут быть услуги по обеспечению безопасности на территории жилого комплекса, обслуживание систем контроля управления доступами, услуги администраторов или консьержей, дополнительная уборка и другие услуги для повышения качества проживания.
Тарифные ставки на содержание общедомового имущества и допуслугипринимаются жителями на общем собрании собственников. А тарифы на коммунальные услуги устанавливают местные органы самоуправления — например, в Москве — это мэрия. На федеральном уровне этот вопрос контролирует правительство.
— Может ли УК навязать дополнительные услуги?
— Нет. Если жители не хотят какие-то дополнительные услуги, они могут проголосовать против на ОСС, и никто не сможет им этого навязать.
— Существует стереотип, что УК обманывает жителей, так ли это?
— Ввиду того, что многоквартирные дома оборудованы ОДПУ-ИПУ надуть на коммунальных услугах не получится, остаётся статья СиР, недобросовестные УК могут занижать количество оказываемых услуг с целью увеличения своей так сказать прибыли. Но снижение сервис-плана сразу отразится на комфорте жителей, и они это почувствуют. А так как только жители могут принять решение по смене управляющей компании, то я бы не рекомендовал экономить на комфорте жителей.